пятница, 16 мая 2014 г.

Научно-исследовательская работа

Ура! 2-е место!

А казалось все так просто! Я и мой сын, ученик 4 класса, занимались научно-практической работой. Мы ее успешно завершили, заняли 2 место 15.05.2014 на III городской конкурс исследовательских работ (научно-практическая конференция) учащихся I ступени общего среднего образования «Я познаю мир», но в процессе я столкнулась с множеством трудностей и вопросов. В этой статье я хочу поделиться со всеми, кто имеет отношение к этой части педагогической работы, своими впечатлениями и уже полученным опытом. Было бы замечательно, если бы Вы, уважаемые коллеги, написали свои комментарии (и положительные, и отрицательные). Мы всегда «варимся в собственном соку» и боимся сделать ошибки. Но ведь на ошибках учатся! ;-)
Учительница моего сына, ученика 4 класса, попросила меня заняться с ним научно-практической работой для школьной конференции. Я подумала: «А что тут такого! 4 класс! Маленький объем! Легкая тема! Фи…»… и согласилась.
Когда мы начали работу, появилось множество трудностей.
Во-первых, какую тему для исследования выбрать? Долго дискутировали, а определились случайно. Знакомая позвонила и попросила помочь ее девочке с изучением транскрипции. Тему выбрали, она устраивала и меня, и моего сына. А дальше началось: что именно будем в рамках темы изучать, какую выдвинем гипотезу, какие методы исследования будем использовать и т.д. Как сформулировать тему работы, чтобы она отражала саму суть и соответствовала возрасту. Тема нашей работы: «Помогут ли кот и птичка выучить транскрипцию английского языка?» Теперь подбор материала на выбранную тему. Вроде так много всего, но конкретно того, что надо нет. Все написано очень сложно, специальной лексикой, понятной только лингвистам и филологам, не для ученика 4 класса. С горем пополам, с помощью многих моих знакомых (спасибо им большое!) «накопали» нужной информации. Теперь необходимо обосновать актуальность темы исследования, правильно поставить цель, выделить объект и предмет исследования, грамотно сформулировать гипотезу, поставить задачи и, наконец, выбрать необходимые методы исследования. Собственно это и есть структура введения.
Дальше основная часть. Состоит из 2 разделов: теоретический и практический. В первом разделе идет выкладка теоретического материала. В нашем случае это история возникновения транскрипционных знаков, а также представлены методы и приемы для запоминания транскрипции. Во втором, практическое применение выбранного приема для запоминания транскрипции. Чтобы его выбрать, необходимо провести анализ основных методов и приемов для запоминания транскрипции. Изучить литературные и интернет-источники. Мы провели также анкетирование и беседу с учениками 4 класса, чтобы выяснить, каким способом им легче запоминать ту или иную информацию. Все обобщаем, применяем на практике различные методы и приемы и выбираем наиболее подходящий.
Затем, в заключении, подводим итоги работы. Выясняем, подтвердилась ли наша гипотеза, делаем выводы. Все. Работа завершена, но Вы, уважаемые коллеги, как научные руководители, должны написать аннотацию на учебное исследование учащегося, выписать тезисы, написать рецензию на работу, помочь ученику с докладом и сделать к докладу презентацию (младший школьник сам с презентацией не справится).
Написать аннотацию и выписать тезисы не сложно. Более тщательно следует подойти к докладу и презентации. Здесь главное помнить, что презентация – это зрительная опора доклада, а не субтитры к нему! Доклад должен быть конкретным («без воды»), лаконичным (без лишнего пафоса), но в тоже время отражать всю необходимую информацию, чтобы слушателю была понятна суть вашей работы от начала и до конца. Из собственного опыта скажу, что учесть все нюансы этой части работы очень сложно, и не имеет значения, что это, всего на всего, работа ученика начальной школы.
В рецензии Вы должны указать чему посвящена работа, находится ли данная тема в рамках школьной программы, особенности формулировки темы и ее актуальность. Дальше идет краткий анализ действий автора, рассматривается каждый его шаг в работе и дается оценка его действий. Важно учитывать сохранение структуры работы, выполнение поставленных задач, достижение цели. Вам необходимо определить уровень выполненной работы, предположить, где можно использовать материалы данной работы, выяснить, соответствует ли она всем требования, предъявляемым к работам такого типа и решить, может ли она быть рекомендована к защите на научно-практической конференции.
Даже если Вы написали хорошую работу, выполнили все требования, сделали супер презентацию и доклад, помните, что это только половина успеха! Все Ваши старания может перечеркнуть плохо подготовленное выступление вашего ученика. Ведь именно от этого зависит то, как слушатели воспримут подготовленный Вами материал. Ведь абсолютно все: внешний вид, интонация речи, манера поведения, уверенность в собственных силах, умение не растеряться в случае непредвиденных накладок, играет важную роль. Текст доклада ученику лучше всего знать практически наизусть, он должен уметь начать рассказ с любого места. Это придаст ему уверенности и поможет достойно выступить.
Существует много теоретического материала по проведению научно-исследовательской работы. Но, к сожалению, часто не понятно, как это воплотить в жизнь. Путем проб и ошибок, накопленного опыта, учителя старших классов занимаются научно-исследовательской работой со своими учениками и многие делают это очень успешно. Но начальная школа из процесса выпала, вернее только начинает вникать в суть дела. Основная сложность для меня заключалась в том, что нам надо было совместить научно-исследовательскую деятельность с уровнем развития и учетом психологических особенностей младшего школьника, учесть его видение и понимание данного процесса. Поверьте, я бесконечное множество раз перефразировала те или иные высказывания до тех пор, пока они не становились понятными для моего сына! По нашей теме нигде нет теоретического материала. Понятие транскрипции раскрывается только в филологическом ключе, используется сложная специальная лексика, совершенно не понятная детям младшего школьного возраста. Таким образом, наша научно-исследовательская работа авторская. Я предлагаю Вашему вниманию наш совместный продукт. Возможно, кто-то найдет какие-нибудь недочеты, возможно – нет. Но я надеюсь, что данный мой педагогический опыт поможет вам, уважаемые коллеги, совершенствовать собственное мастерство и подвигнет многих, более опытных, поделиться своими личными работами и материалами с другими. Успехов Вам во всех Ваших начинаниях!

В разделе "Коллегам" Вы можете найти все материалы для Научно-практической конференции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий